Как стать незаменимым сотрудником, не превратившись в бессмертного пони

Сохранить свое место в случае большого сокращения штатов. Не опасаться просить повышения зарплаты. Претендовать на более высокую должность. На все эти преференции может рассчитывать тот, для кого трудно найти замену. Предлагаем поговорить о том, как стать незаменимым сотрудником, при этом не превратившись в раба компании или, как говорится в известном стишке, в «бессмертного пони».

 

Содержание

Нужны ли компании незаменимые сотрудники

Мнения менеджеров-кадровиков относительно необходимости взращивания и сохранения незаменимых сотрудников сильно расходятся. Одни вспоминают лозунг советских времен, гласящий, что незаменимых работников не бывает, и стараются руководствоваться этим принципом. Другие вспоминают другой лозунг того же советского периода, гласящий, что кадры решают все, и стремятся принимать на работу людей с уникальными профессиональными качествами, холить и лелеять наиболее эффективных сотрудников. Правы и те, и другие.

Очевидно, что эксперт в определенной отрасли, менеджер, обладающий широкими связями и деловыми контактами, креативно мыслящий генератор бизнес-идей могут сделать работу компании более продуктивной, обеспечив ей определенное конкурентное преимущества.

Однако в случаях, когда столь ценные и в чем-то даже уникальные сотрудники покидают свое место работы, имидж и продуктивность работы компании могут резко упасть. Менеджер может увести за собой удачных клиентов. Эксперт или сотрудник, обладающий ценной информацией, передать ее конкурентам или предъявить собранный на начальство компромат правоохранительным органам. Креативная стратегия развития начнет пробуксовывать без креативных тактических решений и приведет компанию к краху, когда автор проекта вдруг окажется не у дел. И потери могут оказаться более ощутимыми, чем прибыль от деятельности специалистов-уников.

Выходом является план «Б», запускающийся в случае потери компанией «незаменимых». При наличии подобного плана они превращаются просто в ценных и эффективных сотрудников, которые, впрочем, можно безболезненно заменить свежими кадрами.

[stextbox id='info']Независимо от того, хочет ли руководство компании иметь у себя в штате незаменимых работников, вы можете стать таким. И тогда в вашей колоде всегда будет козырной туз, которого вы сможете разыграть перед угрозой увольнения или при желании занять вакантную должность.[/stextbox]

уникальный сотрудник

Типы незаменимых сотрудников

Заменить можно любого работника, но иногда это может обойтись компании слишком дорого. Существует несколько типов работников, потеря которых может стать серьезным ударом для организации. Их условно можно назвать незаменимыми.

Лицо компании

Человек, являющийся для представителей деловых партнеров или представителей СМИ, общественности лицом компании – своего рода незаменимый сотрудник. Это может быть начальник отдела снабжения, заключающий договоры со всеми поставщиками. Это может быть пресс-секретарь или PR-менеджер, устраивающий интервью, отвечающий на неудобные вопросы, разруливающий конфликтные ситуации. Часто это топ-менеджер, с которым привыкли иметь дело деловые партнеры корпорации.

Появление в этих должностях нового лица вызывает сомнения, а все ли так хорошо «в Датском королевстве». Могут возникнуть опасения, что дела компании пошатнулись, она утратила финансовую устойчивость. Восстановить репутацию не всегда удается быстро.

Душа коллектива

Это человек, который является «лицом компании» в глазах ее сотрудников. Этот человек осуществляет внутрикорпоративный PR, даже если не находится в соответствующей должности. Он всех знает, всех готов поддержать, подбодрить, помочь влиться в коллектив новичкам, подчеркнуть заслуги опытных коллег. Его знают и любят все. Собственно говоря, он делает коллектив единой семьей. Такому человеку в случае увольнения найти замену почти невозможно.

Верный Санчо Панса

Руководителю иногда приходится принимать непопулярные решения. Его не всегда любят и уважают в коллективе. Сотрудник, готовый всегда понять и поддержать, следовать за своим рыцарем хоть на край света, в его глазах незаменим. Иногда боссу легче расстаться с перспективным топ-менеджером, чем со скромным помощником, всегда готовым подставить плечо. Не только Дон Кихоту нужен его преданный Санчо Панса.

Замок в цепи

В некоторых компаниях имеются сотрудники, на которых замыкается вся важная информации. Если все сотрудники – это звенья цепи, то он – замочек. Потеряйся он или сломайся, цепочка разомкнется или даже рассыплется.

  • Чаще всего такими сотрудниками становятся менеджеры, формирующие свою клиентскую базу. Иногда они вместе со всеми своими клиентами покидают фирму, чтобы открыть свое дело, или приводят всю свою цепочку к конкурентам.
  • Сюда же можно отнести и бухгалтеров, секретарей, кадровиков, которые слишком много знают, чтобы можно было без опаски превращать их в своих врагов.
  • В такого типа незаменимого сотрудника может превратиться даже обычный специалист, если он в одиночку занимается разработкой или реализацией какого-либо проекта.

Если у руководства нет четкого плана действий, как быть в случае ухода этого по-настоящему ценного работника, то за него будут держаться обеими руками, даже если он будет позволять себе больше, чем позволительно другим.

«Бессмертные пони»

Речь идет о людях, способных ради сохранения места жертвовать личным временем, отдыхом, семьей, соглашаясь приходить на службу чуть свет и уходить домой ближе к полуночи. Выходящих на работу в выходные и праздничные дни и не требующих за это отгулов или другого вознаграждения. Сюда же относятся трудоголики, обладающие огромной работоспособностью и «пашущие» за двоих, за троих (но за одну зарплату). Стать «бессмертным пони» проще всего, для этого не нужно выдающихся способностей. Достаточно трудолюбия. Но в этом случае незаменимым сотрудник остается лишь до тех пор, пока не начинает «качать права», требуя повышения зарплаты или продвижения по службе. К тому же о незаменимости таких сотрудников руководство не всегда бывает осведомлено, так как скромные трудяги стесняются докладывать о своих успехах. Поэтому рука у босса при подписании приказа об увольнении «лошадки», скорее всего, даже не дрогнет.

 

бессмертный пони

 

Удивительные люди

Дополнительно можно выделить еще одну категорию незаменимых сотрудников. Это люди, обладающие уникальными качествами, востребованными именно в этой компании или сфере деятельности. Менеджер, генерирующий креативные бизнес-идеи, незаменим в большой бизнес-корпорации. Но он будет бесполезен в государственной организации, миссия которой заключается в реализации спущенных свыше директив. Полиглот, в совершенстве, владеющий 5-ю иностранными языками, окажется востребованным в бюро переводов. Однако его способностям вряд ли найдется применение, если он придет работать в небольшую управляющую жилищную компанию. Клерк, быстро составляющий документы в корпоративной программе, может очень медленно работать с любым другим ПО, которое еще не успел изучить.

[stextbox id='info']К сожалению, предъявлять те или иные требования незаменимые сотрудники указанной категории работодателю вряд ли решаться. Ведь им компания нужна почти так же сильно, как и они ей.[/stextbox]

Прежде чем вы перейдете к пошаговому плану действий, предлагаем немного отдохнуть и посмотреть юмористическое виде про незаменимого работника.

Алгоритм превращения в незаменимого сотрудника

Мы выяснили, что иметь в штате незаменимых сотрудников не всегда выгодно. Но став незаменимым, вы будете чувствовать себя на службе намного увереннее. И это станет основой для карьерного роста. Даже если это не принесет повышения зарплаты, вы будете спокойно спать, когда начнется волна сокращений.

Предлагаем четкий план действий, как стать незаменимым сотрудником.

  1. Определитесь, незаменимым сотрудником какого типа вы хотели бы и могли бы стать. Если выбор пал на одну из первых трех категорий, то руководством к действию пусть вам послужит совет Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым, будь им!». Другими словами, если у вас имеются ресурсы для того, чтобы быть лицом компании, душой коллектива или верным соратником и надежным тылом шефа, вам только то и нужно, что воспользоваться ими. Если вы подобными возможностями не обладаете, переходим к следующему пункту.изречение козьмы пруткова
  2. Подумайте, какими уникальными качествами, полезными для фирмы, вы обладаете. Составьте план по развитию этих качеств. Придумайте, как их продемонстрировать начальству.
  3. Узурпируйте проходящую через вас информацию. Это могут быть контакты коллег, партнеров, клиентов. Это могут быть аналитические справки, годовые планы, отчеты, доклады. Это может быть документация по использованию того или иного редкого или эксклюзивного оборудования.
  4. Демонстрируйте начальству вашу большую занятость. Не стесняйтесь подписываться под составленными вами отчетами и другими документами. Предпочитайте докладывать о выполненных поручениях руководству лично. Отправляйте служебную корреспонденцию по вечерам и в выходные дни, чтобы казалось, что вы работаете в это время и берете работу на дом, даже если в это время вы с семьей отдыхаете на даче или сидите с друзьями в сауне. Соглашаясь на работу во внеурочное время, не поленитесь описать, от чего вы ради этого отказываетесь. Дайте понять, что вы жертвуете ради общего дела чем-то очень важным: не поедите на юбилей к отцу, не сводите ребенка в зоопарк (хоть и обещали), не пойдете на концерт любимого музыканта (хоть билеты уже куплены). Но если вам действительно очень надо в это время быть не на работе, а где-то еще, то все же не бойтесь отказаться, чтобы начальство не привыкало ездить на вашей шее. Если шефа сильно избаловать своей покладистостью, то любой отказ будет восприниматься им как личная обида.
  5. Полюбите свою работу. Когда дело делается с душой, это заметно, даже если выполняет его делопроизводитель или курьер. Заинтересованность в успехе компании почти наверняка будет замечена и оценена.

Учтите, что важно не просто стать эффективным сотрудником, но и повысить свою ценность в глазах начальства. Не суть важно, можно ли вас заменить. Главное, чтобы шеф был убежден, что вы – незаменимы.

эффективный сотрудник

Подводим итоги

Незаменимых сотрудников нет, но есть сотрудники, которых по-настоящему сложно заменить. Не всегда эти люди ценимы начальством, пока скромно трудятся в своей должности. Иногда потеря ощущается только после ухода ключевого работника. Чтобы вами дорожили, нужно не только стать эффективным, но и продемонстрировать руководству свою ценность. Советуем вам демонстрировать свою уникальность, работоспособность и незаменимость, даже если вы вовсе не так уж и незаменимы. Тогда вы станете ценным сотрудником, не превратившись в «бессмертного пони».

Поделиться

Добавить комментарий