Как правильно составить бизнес-план для малого бизнеса: пошаговая инструкция, образец

Начать дело с нуля без расчетов, анализа рынка, оценки перспектив и планирования своих действий трудно, да и не нужно. Если вы будете все делать «по наитию», то рискуете быстро прогореть. Сегодня мы расскажем читателям «Карьеристки», как грамотно составить бизнес-план для себя, потенциальных инвесторов и кредиторов. В данном материале вы найдете пошаговую инструкцию по созданию бизнес-плана, его образец и массу другой полезной информации. Вы увидите, что задача проще, чем кажется, и справиться с ее решением даже начинающий предприниматель может самостоятельно.

 

Содержание

Что должен включать в себя бизнес-план, как его правильно оформить

Существует несколько международных стандартов оформления бизнес-плана, наиболее распространен стандарт UNIDO. Именно его требует большинство иностранных инвесторов, да и многих отечественных эта форма удовлетворит.

как составить бизнес-план

Бизнес-план, составленный по стандартам UNIDO, включает в себя следующие разделы:

  1. Резюме.
  2. Описание отрасли и фирмы.
  3. Описание предложения (товаров, услуг).
  4. Маркетинговый план.
  5. Производственный план.
  6. Организационный план.
  7. Финансовый план.
  8. Оценки эффективности начинания.
  9. Гарантии возврата вложенных средств, возможные риски.
  10. Приложения.

Отдельные организации, в том числе банки, требуют составление бизнес-плана по образцу, разработанному именно ими. По особой форме приходится писать бизнес-план и для участия в конкурсах для получения государственной поддержки. Однако если у вас уже будет бизнес-план, составленный по вышеназванному стандарту, вы без труда сможете переработать его под требуемый формат.

Чаще всего бизнес-план предприниматели составляют для себя, чтобы оценить перспективность начинания, наметить пути реализации проекта с наименьшими затратами и наилучшими результатами. В таком случае бизнес план пишут в произвольной форме, иногда пропуская некоторые из приведенных выше разделов. Итоговый документ обычно помещается на 1-3 страницах.

зачем нужен бизнес-план

Пошаговая инструкция по составлению бизнес-плана для себя

Мы разработали наипростейшую схему, следуя которой даже начинающий предприниматель сможет составить бизнес-план для себя. Этот документ, написанный в произвольной форме, в перспективе может быть доработан в соответствии с требованием конкретного инвестора, кредитора или той программы господдержки, в которую хочет попасть бизнесмен.

Шаг 1: предварительный анализ ситуации

В первую очередь начинающему предпринимателю нужно оценить перспективность бизнес-идеи. Для этого следует изучить наличие спроса и предложения на товары или услуги, которые он хочет продавать, оценить наличие конкурентов и их возможности, продумать, какое у него может быть конкурентное преимущество, на какие подводные камни он может наткнуться в ходе реализации задумки.

Чаще всего на первом этапе работы над бизнес-планом для малого бизнеса проводят SWOT- анализ.

SWOT – это аббревиатура от: Strengths (сила), Weakness (слабость), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).

Для составления SWOT-анализа лист делят на четыре части (пополам вертикально и пополам горизонтально). В левом верхнем углу записывают свои сильные стороны, в правом верхнем углу – слабые. В нижнем левом углу перечисляются возможности, в правом нижнем углу – угрозы.

К сильным сторонам можно отнести:

  • большой (или даже растущий) спрос;
  • наличие соответствующей пропаганды;
  • новизну товара или услуги;
  • отсутствие сильных конкурентов;
  • возможность занятия удачного места (с большим потоком постоянных клиентов).

Слабыми сторонами могут быть:

  • наличие сильных конкурентов;
  • низкий спрос;
  • отсутствие надежных партнеров или поставщиков;
  • неизвестность бренда.

В список возможностей можно включить:

  • подбор высококвалифицированных кадров, повышения квалификации и переобучения персонала;
  • создание креативной рекламы;
  • доступ к новым группам потенциальных клиентов, расширение рынка сбыта;
  • заключение контактов на поставку эксклюзивной продукции.

В перечень угроз могут попасть:

  • негативный имидж организации, руководителя;
  • введение ограничений на отдельные виды деятельности;
  • повышение налогов, арендной платы;
  • антиреклама;
  • появление сильного конкурента.

Разумеется, мы не может привести полный список сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, так как они индивидуальны и зависят от конкретной ситуации. Главное, чтобы вы поняли, в каком направлении их искать.

анализ рынка спроса и предложения

Шаг 2: написание введения

Бизнес-план начинается с вводной части. В ней резюмируются все наиболее важные моменты: сфера деятельности компании, перспективы и риски, потенциальные рынки сбыта, рентабельность, а иногда даже количественные и качественные результаты реализации бизнес-плана на разных этапах.

Вводная часть не должна быть водянистой, она должна содержать только ключевые моменты. Формулировки должны быть простыми и понятными. Расчеты в этой части не нужны.

Не лишним будет вернуться к вводной части после завершения работы над бизнес-планом и внести в нее необходимые правки.

Шаг 3: описание деятельности компании

На следующем этапе следует максимально полно написать, чем будет заниматься ваша фирма. Не лишним будет назвать основные направления ее деятельности, перечислить конкретные товары и услуги, которые вы будете продавать. Целесообразно определиться и с тем, что именно вы будете производить сами, а что покупать у других, а также характер деятельности компании (производство, торговля, оказание услуг, посредническая деятельность).

что должно входить в бизнес-план

Шаг 3: анализ рынка, определение маркетинговой стратегии

На данном этапе нужно посмотреть, как много фирм занимается тем же, чем и вы, насколько сильными они являются конкурентами, на что они делают ставку, что упускают.

На основании произведенного анализа вам предстоит наметить маркетинговую стратегию и определить, как вы будете завоевывать клиентов, откуда они о вас узнают, почему захотят покупать именно ваш товар и так далее.

Все, что вы придумаете и наметите, целесообразно записать, в идеале – пошагово.

Шаг 4: составление производственного плана

Если ваша компания не будет заниматься производственной деятельности, а будет лишь продавать выпущенные другими товары или оказывать услуги, этот шаг вы можете пропустить.

В случае, если деятельность вашей фирмы предполагает созидание, вам необходимо написать, какие вам потребуются помещение, оборудование, сырье и другие ресурсы, а также сколько это будет стоить.

Шаг 5: составление организационного плана (штатного расписания)

На следующем этапе вам нужно определиться с тем, сколько у вас будет наемных работников, какую вы будете платить им зарплату. Также неплохо будет написать, кто за что будет отвечать, в том числе и в плане реализации бизнес-плана.

Организационный план может включать в себя и поэтапные действия по открытию фирмы с нуля (регистрацию ИП, оформлен6ие разрешающих документов, покупку или аренду помещения, закупку оборудование, его монтаж и отладку и т.п.).

Шаг 6: составление финансового плана

На этапе бюджетирования (составления финансового плана) вам придется много считать. Если дело вы задумали некрупное, то сможете обойтись редактором Excel или даже обычным калькулятором. В противном случае вам придется очень хорошо освоить «Эксель» или же приобрести специально созданные для бюджетирования программы («Альт Инвест-Сумм» или Project Expert, которые обойдутся в 80-165 тысяч рублей).

Составленная вами смета в итоге должна включать в себя все единовременные и периодические затраты (смету удобно разбить на соответствующие разделы).

Примеры единовременных затрат: приобретение помещения, изготовление вывески, разработка бренда, рекламная кампания по запуску проекта, закупка оборудования.

Примеры периодических затрат: аренда, зарплата, амортизация, закупка сырья, оплата коммунальных услуг.

На данном этапе важно ничего не упустить. Не менее важно брать за основу актуальные цены или даже немного их завышать, но не занижать.

Шаг 7: оценка рисков и перспектив развития

На последнем этапе работы над бизнес-планом вам нужно сформулировать, какой результат вы намерены получить. Речь идет об объеме продаж, получаемой выручке и прибыли, сроках окупаемости проекта, его рентабельности.

На этом же этапе вам предстоит риски и перспективы развития. Здесь вы можете воспользоваться данными, собранными на первом этапе работы над бизнес-планом.

Теперь вам нужно еще раз перечитать резюме и, если есть такая необходимость, поправить ее с учетом того, какие данные были получены вами на других шагах.

После этого мы советуем вам перечитать весь бизнес-план, проверить ошибки (в том числе в расчетах), исправить опечатки. Неряшливость и небрежность в этом деле недопустимы.

планирование в малом бизнесе

Образец бизнес-плана

Образец бизнес-плана мы составили в шуточной форме для его лучшего восприятия, однако в каждой шутке, говорят, есть доля правды. Поэтому вы вполне можете взять его за основу, составляя свой серьезный и «взаправдашний» бизнес-план.

кадр из мультфильма

Бизнес-план компании по строительству и продаже воздушных замков:

  1. Резюме.

Инициатором проекта является ИП Иван Иванович Царевич. Цель проекта – организовать в Тридевятом царстве контору по строительству и продаже воздушных замков. Сроки реализации: с незапамятных времен до наших дней. Контора будет включать в себя проектное бюро, воздушные мастерские, клиентскую службу. Ниша свободна. Договоренность об аренде воздуха с Царем достигнута. Единовременные траты составят 2 золотых, ежемесячные траты – 3 рубля серебром. Замки будут продаваться по цене от 1 рубля серебром до 10 золотом. Предполагаемый срок окупаемости – 1 месяц. Серьезные риски отсутствуют.

  1. Описание деятельности компании.

ИП Царевич И.И. будет заниматься проектированием, строительством и продажей воздушных замков в Тридевятом царстве. Аналогичной деятельностью в стране никто не занимается. Фирма будет состоять из трех контор по направлениям деятельности, а именно: из проектного бюро, воздушных мастерских и клиентского бюро.

  1. Анализ рынка.

Жители Тридевятого царства обладают живым воображением, но бедны и не могут позволить себе материального жилья. По статистике, домов в стране в 10 раз меньше, чем жителей. Между тем, воздушное пространство над государством не занято, а налог на воздух в стране мизерный. При реализации воздушных палат по умеренным ценам спрос на них будет большой. Конкуренция в данной нише отсутствует. Нужно лишь сообщить жителям о возможности приобретения собственного замка за гроши, и от желающих не будет отбоя.

  1. Производственный план.

Воздух будет арендован у Царя за умеренную плату. Клиенты будут описывать сотрудникам проектного бюро свои пожелания, а те украшать их своими креативными фантазиями и передавать эти прожекты в воздушные мастерские. Путем произнесения специального заклинания мастера будут сооружать спроектированные замки, затем клиентский отдел будет передавать их в собственность жителям, принимая от тех соответствующую плату. Для осуществления производственной деятельности проектному бюро нужна будет веточка для рисования на песке, а мастеру – печь, так как другого рабочего места он не признает.

  1. Организационный план.

Кот-Баюн будет рассказывать жителям о том, как хорошо иметь свой воздушный замок, Иванушка-дурачок придумывать устройство этих замков, а Емеля воплощать эти фантазии в жизнь. Зарплата сотрудникам: рыбка коту, игрушка-головоломка Иванушке, серебряный рубль – Емеле.

  1. Финансовый план.

Для реализации идеи потребуются единовременные затраты: на подарок Царевне за ходатайство о передачу в аренду воздуха – 1 золотой, оснащение мастерских необходимым оборудованием (печь) – 1 золотой, итого – 2 золотых.

Ежемесячно придется платить зарплату сотрудникам – 2 рубля серебром, арендную плату за воздух – 1 рубль серебром, итого – 3 рубля серебром.

  1. Единственный риск – недоверчивость жителей. В случае, если бдительность граждан не удастся усыпить Коту-Баюну, ему на подмогу придется пригласить барона Мюнхгаузена (работать он готов на общественных началах). Если дело пойдет хорошо, то проект можно будет распространить на Тридесятое государство, в котором жилищный вопрос тоже пока не решен.

Если сказочный бизнес-план вас не устраивает, то в разделе бизнес-идеи на нашем сайте вы сможете найти большое количество серьезных бизнес-планов по реализации конкретных бизнес-проектов. Советуем вам лишь перепроверить цифры, так как они зависят от региона и со временем могут меняться.

Елена Пронина

Поделиться

Добавить комментарий