Начать дело с нуля без расчетов, анализа рынка, оценки перспектив и планирования своих действий трудно, да и не нужно. Если вы будете все делать «по наитию», то рискуете быстро прогореть. Сегодня мы расскажем читателям «Карьеристки», как грамотно составить бизнес-план для себя, потенциальных инвесторов и кредиторов. В данном материале вы найдете пошаговую инструкцию по созданию бизнес-плана, его образец и массу другой полезной информации. Вы увидите, что задача проще, чем кажется, и справиться с ее решением даже начинающий предприниматель может самостоятельно.
Содержание
Что должен включать в себя бизнес-план, как его правильно оформить
Существует несколько международных стандартов оформления бизнес-плана, наиболее распространен стандарт UNIDO. Именно его требует большинство иностранных инвесторов, да и многих отечественных эта форма удовлетворит.
Бизнес-план, составленный по стандартам UNIDO, включает в себя следующие разделы:
- Резюме.
- Описание отрасли и фирмы.
- Описание предложения (товаров, услуг).
- Маркетинговый план.
- Производственный план.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Оценки эффективности начинания.
- Гарантии возврата вложенных средств, возможные риски.
- Приложения.
Отдельные организации, в том числе банки, требуют составление бизнес-плана по образцу, разработанному именно ими. По особой форме приходится писать бизнес-план и для участия в конкурсах для получения государственной поддержки. Однако если у вас уже будет бизнес-план, составленный по вышеназванному стандарту, вы без труда сможете переработать его под требуемый формат.
Чаще всего бизнес-план предприниматели составляют для себя, чтобы оценить перспективность начинания, наметить пути реализации проекта с наименьшими затратами и наилучшими результатами. В таком случае бизнес план пишут в произвольной форме, иногда пропуская некоторые из приведенных выше разделов. Итоговый документ обычно помещается на 1-3 страницах.
Пошаговая инструкция по составлению бизнес-плана для себя
Мы разработали наипростейшую схему, следуя которой даже начинающий предприниматель сможет составить бизнес-план для себя. Этот документ, написанный в произвольной форме, в перспективе может быть доработан в соответствии с требованием конкретного инвестора, кредитора или той программы господдержки, в которую хочет попасть бизнесмен.
Шаг 1: предварительный анализ ситуации
В первую очередь начинающему предпринимателю нужно оценить перспективность бизнес-идеи. Для этого следует изучить наличие спроса и предложения на товары или услуги, которые он хочет продавать, оценить наличие конкурентов и их возможности, продумать, какое у него может быть конкурентное преимущество, на какие подводные камни он может наткнуться в ходе реализации задумки.
Чаще всего на первом этапе работы над бизнес-планом для малого бизнеса проводят SWOT- анализ.
SWOT – это аббревиатура от: Strengths (сила), Weakness (слабость), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
Для составления SWOT-анализа лист делят на четыре части (пополам вертикально и пополам горизонтально). В левом верхнем углу записывают свои сильные стороны, в правом верхнем углу – слабые. В нижнем левом углу перечисляются возможности, в правом нижнем углу – угрозы.
К сильным сторонам можно отнести:
- большой (или даже растущий) спрос;
- наличие соответствующей пропаганды;
- новизну товара или услуги;
- отсутствие сильных конкурентов;
- возможность занятия удачного места (с большим потоком постоянных клиентов).
Слабыми сторонами могут быть:
- наличие сильных конкурентов;
- низкий спрос;
- отсутствие надежных партнеров или поставщиков;
- неизвестность бренда.
В список возможностей можно включить:
- подбор высококвалифицированных кадров, повышения квалификации и переобучения персонала;
- создание креативной рекламы;
- доступ к новым группам потенциальных клиентов, расширение рынка сбыта;
- заключение контактов на поставку эксклюзивной продукции.
В перечень угроз могут попасть:
- негативный имидж организации, руководителя;
- введение ограничений на отдельные виды деятельности;
- повышение налогов, арендной платы;
- антиреклама;
- появление сильного конкурента.
Разумеется, мы не может привести полный список сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, так как они индивидуальны и зависят от конкретной ситуации. Главное, чтобы вы поняли, в каком направлении их искать.
Шаг 2: написание введения
Бизнес-план начинается с вводной части. В ней резюмируются все наиболее важные моменты: сфера деятельности компании, перспективы и риски, потенциальные рынки сбыта, рентабельность, а иногда даже количественные и качественные результаты реализации бизнес-плана на разных этапах.
Вводная часть не должна быть водянистой, она должна содержать только ключевые моменты. Формулировки должны быть простыми и понятными. Расчеты в этой части не нужны.
Не лишним будет вернуться к вводной части после завершения работы над бизнес-планом и внести в нее необходимые правки.
Шаг 3: описание деятельности компании
На следующем этапе следует максимально полно написать, чем будет заниматься ваша фирма. Не лишним будет назвать основные направления ее деятельности, перечислить конкретные товары и услуги, которые вы будете продавать. Целесообразно определиться и с тем, что именно вы будете производить сами, а что покупать у других, а также характер деятельности компании (производство, торговля, оказание услуг, посредническая деятельность).
Шаг 3: анализ рынка, определение маркетинговой стратегии
На данном этапе нужно посмотреть, как много фирм занимается тем же, чем и вы, насколько сильными они являются конкурентами, на что они делают ставку, что упускают.
На основании произведенного анализа вам предстоит наметить маркетинговую стратегию и определить, как вы будете завоевывать клиентов, откуда они о вас узнают, почему захотят покупать именно ваш товар и так далее.
Все, что вы придумаете и наметите, целесообразно записать, в идеале – пошагово.
Шаг 4: составление производственного плана
Если ваша компания не будет заниматься производственной деятельности, а будет лишь продавать выпущенные другими товары или оказывать услуги, этот шаг вы можете пропустить.
В случае, если деятельность вашей фирмы предполагает созидание, вам необходимо написать, какие вам потребуются помещение, оборудование, сырье и другие ресурсы, а также сколько это будет стоить.
Шаг 5: составление организационного плана (штатного расписания)
На следующем этапе вам нужно определиться с тем, сколько у вас будет наемных работников, какую вы будете платить им зарплату. Также неплохо будет написать, кто за что будет отвечать, в том числе и в плане реализации бизнес-плана.
Организационный план может включать в себя и поэтапные действия по открытию фирмы с нуля (регистрацию ИП, оформлен6ие разрешающих документов, покупку или аренду помещения, закупку оборудование, его монтаж и отладку и т.п.).
Шаг 6: составление финансового плана
На этапе бюджетирования (составления финансового плана) вам придется много считать. Если дело вы задумали некрупное, то сможете обойтись редактором Excel или даже обычным калькулятором. В противном случае вам придется очень хорошо освоить «Эксель» или же приобрести специально созданные для бюджетирования программы («Альт Инвест-Сумм» или Project Expert, которые обойдутся в 80-165 тысяч рублей).
Составленная вами смета в итоге должна включать в себя все единовременные и периодические затраты (смету удобно разбить на соответствующие разделы).
Примеры единовременных затрат: приобретение помещения, изготовление вывески, разработка бренда, рекламная кампания по запуску проекта, закупка оборудования.
Примеры периодических затрат: аренда, зарплата, амортизация, закупка сырья, оплата коммунальных услуг.
На данном этапе важно ничего не упустить. Не менее важно брать за основу актуальные цены или даже немного их завышать, но не занижать.
Шаг 7: оценка рисков и перспектив развития
На последнем этапе работы над бизнес-планом вам нужно сформулировать, какой результат вы намерены получить. Речь идет об объеме продаж, получаемой выручке и прибыли, сроках окупаемости проекта, его рентабельности.
На этом же этапе вам предстоит риски и перспективы развития. Здесь вы можете воспользоваться данными, собранными на первом этапе работы над бизнес-планом.
Теперь вам нужно еще раз перечитать резюме и, если есть такая необходимость, поправить ее с учетом того, какие данные были получены вами на других шагах.
После этого мы советуем вам перечитать весь бизнес-план, проверить ошибки (в том числе в расчетах), исправить опечатки. Неряшливость и небрежность в этом деле недопустимы.
Образец бизнес-плана
Образец бизнес-плана мы составили в шуточной форме для его лучшего восприятия, однако в каждой шутке, говорят, есть доля правды. Поэтому вы вполне можете взять его за основу, составляя свой серьезный и «взаправдашний» бизнес-план.
Бизнес-план компании по строительству и продаже воздушных замков:
- Резюме.
Инициатором проекта является ИП Иван Иванович Царевич. Цель проекта – организовать в Тридевятом царстве контору по строительству и продаже воздушных замков. Сроки реализации: с незапамятных времен до наших дней. Контора будет включать в себя проектное бюро, воздушные мастерские, клиентскую службу. Ниша свободна. Договоренность об аренде воздуха с Царем достигнута. Единовременные траты составят 2 золотых, ежемесячные траты – 3 рубля серебром. Замки будут продаваться по цене от 1 рубля серебром до 10 золотом. Предполагаемый срок окупаемости – 1 месяц. Серьезные риски отсутствуют.
- Описание деятельности компании.
ИП Царевич И.И. будет заниматься проектированием, строительством и продажей воздушных замков в Тридевятом царстве. Аналогичной деятельностью в стране никто не занимается. Фирма будет состоять из трех контор по направлениям деятельности, а именно: из проектного бюро, воздушных мастерских и клиентского бюро.
- Анализ рынка.
Жители Тридевятого царства обладают живым воображением, но бедны и не могут позволить себе материального жилья. По статистике, домов в стране в 10 раз меньше, чем жителей. Между тем, воздушное пространство над государством не занято, а налог на воздух в стране мизерный. При реализации воздушных палат по умеренным ценам спрос на них будет большой. Конкуренция в данной нише отсутствует. Нужно лишь сообщить жителям о возможности приобретения собственного замка за гроши, и от желающих не будет отбоя.
- Производственный план.
Воздух будет арендован у Царя за умеренную плату. Клиенты будут описывать сотрудникам проектного бюро свои пожелания, а те украшать их своими креативными фантазиями и передавать эти прожекты в воздушные мастерские. Путем произнесения специального заклинания мастера будут сооружать спроектированные замки, затем клиентский отдел будет передавать их в собственность жителям, принимая от тех соответствующую плату. Для осуществления производственной деятельности проектному бюро нужна будет веточка для рисования на песке, а мастеру – печь, так как другого рабочего места он не признает.
- Организационный план.
Кот-Баюн будет рассказывать жителям о том, как хорошо иметь свой воздушный замок, Иванушка-дурачок придумывать устройство этих замков, а Емеля воплощать эти фантазии в жизнь. Зарплата сотрудникам: рыбка коту, игрушка-головоломка Иванушке, серебряный рубль – Емеле.
- Финансовый план.
Для реализации идеи потребуются единовременные затраты: на подарок Царевне за ходатайство о передачу в аренду воздуха – 1 золотой, оснащение мастерских необходимым оборудованием (печь) – 1 золотой, итого – 2 золотых.
Ежемесячно придется платить зарплату сотрудникам – 2 рубля серебром, арендную плату за воздух – 1 рубль серебром, итого – 3 рубля серебром.
- Единственный риск – недоверчивость жителей. В случае, если бдительность граждан не удастся усыпить Коту-Баюну, ему на подмогу придется пригласить барона Мюнхгаузена (работать он готов на общественных началах). Если дело пойдет хорошо, то проект можно будет распространить на Тридесятое государство, в котором жилищный вопрос тоже пока не решен.
Если сказочный бизнес-план вас не устраивает, то в разделе бизнес-идеи на нашем сайте вы сможете найти большое количество серьезных бизнес-планов по реализации конкретных бизнес-проектов. Советуем вам лишь перепроверить цифры, так как они зависят от региона и со временем могут меняться.
Елена Пронина